Ниже представлен доклад А.В.Юхвида на успешной публичной защите его диссертационной работы, которая состоялась 1 сентября 2000 года в рамках академической аудиции на девятнадцатой презентации Московского Экстерного гуманитарного университета. Она проходила в одном из лучших залов российской столицы - Большом зале культурного центра “Москвич”.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ

РЕАЛЬНОСТИ

 

Уважаемый председатель!

Уважаемые члены аттестационной комиссии!

Уважаемые участники академической аудиции!

 

Позвольте представить Вашему вниманию работу на соискание ученой степени магистра философии по теме: “Философские проблемы виртуальной реальности”.

Цель данной работы - философское осмысление проблем виртуальной реальности и их решение в научно - философских проектах, имеющих характер авторизованного творчества.

Как известно, на сегодняшний день многие устоявшиеся философские, научные и организационные принципы утрачивают свою научную и социальную действенность. Поэтому решение многих личностных и социальных задач напрямую зависит от разработки новых подходов, в том числе и к феномену виртуальной реальности.

На рубеже уходящего и нового веков открылась вся многогранность этого феномена. Его гуманитарный аспект породил новые направления в современной науке и культуре, а компьютерно - технологический обозначил перспективы перехода от индустриального к информационному обществу. Философское осмысление этих проблем дает возможность по - новому подойти к рассмотрению многих извечных вопросов и понятий философии - бытия, сознания, жизни человека, реальности окружающего мира, пространства, времени и многих других.

Сам термин “виртуальный” знаком всем, но каждый человек вкладывает в него что - то свое, индивидуальное. По этой причине были проведены историческое и терминологическое исследования и выяснены все смысловые значения как этого термина, так и словосочетания “виртуальная реальность”. Установлено, что в различных философских концепциях существует несколько его определений.

Руководитель Центра виртуалистики Института человека РАН Николай Александрович Носов считает, что виртуальная реальность - это такая реальность, которая вне зависимости от ее природы, имеет ряд свойств: первое - порожденность внешней реальностью; второе - актуальность существования в процессе активности порождающей реальности; третье - временная, пространственная, закономерная автономность существования и четвертое - интерактивность, то есть способность взаимодействия со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимой от них.

По мнению президента МЭГУ Николая Николаевича Халаджана, виртуальная реальность - это реальное живое человеческое мышление, вынесенное на машинный экран и в нем существующее.

Оба определения, по мнению автора, являются вполне корректными.

В своей работе автор раскрывает основные принципы виртуалистики как философской концепции. Ее суть заключается в признании полионтологичности мироздания, существования множества реальностей: порождающих, то есть константных, и порожденных - виртуальных.

В ходе работы возникла необходимость собственной философской концепции технологий виртуальной реальности. Дело в том, что в существующих концепциях не рассмотрены технологии, порождающие виртуальную реальность. В своей концепции автор выделил три типа виртуальных технологий: во - первых, высшие (душа и дух человека), во - вторых - естественные (мозг и пять органов чувств). Эти два типа виртуальных технологий даны нам Богом от рождения. Третий тип - искусственные виртуальные технологии, созданные самим человеком. К ним относятся языки, искусства, литература, социальные институты, СМИ, имиджевые технологии и компьютерные технологии виртуальной реальности.

На основе оригинального концептуального подхода - виртуалистики, а также собственного философского подхода к технологиям виртуальной реальности и понимания философии как интегрального мировоззрения, был проведен подробный философский анализ проблемы компьютерной виртуальной реальности, в рамках которого рассмотрены вопросы объективности виртуального мира, пространства и времени в виртуальной реальности, виртуализации жизни, развития человека и многие другие.

Основная часть диссертационной работы включает описание научно - философских проектов, которые автор разрабатывал и осуществлял в течение ряда лет, в том числе в процессе учебы в МЭГУ. Эти проекты напрямую связаны с проблемами виртуальной реальности. Среди них можно отметить следующие: “Философская концепция виртуальной реальности как новый перспективный подход к авторизованному образованию”; “Виртуальный театр - философия, искусство и технология XXI века”; “Философско - правовая концепция использования технологий виртуальной реальности” и ряд других.

В ходе подготовки к их осуществлению был изучен широкий круг отечественных и зарубежных источников по данной проблематике, в том числе фундаментальных трудов междисциплинарного профиля.

В рамках реализации этих проектов автор сформулировал новые философские концепции; написал ряд статей, справочников и книг по проблемам виртуальной реальности; принял участие в круглых столах МЭГУ, а также во всероссийских и международных научных конгрессах и конференциях; выступил посредником в участии нашего университета и других организаций в ряде российских и международных научных проектов по проблемам виртуальной реальности.

В докладе хотелось бы раскрыть суть некоторых авторских проектов.

Один из них носит название: “Философская концепция виртуальной реальности как новый перспективный подход к авторизованному образованию”. Основная задача проекта заключалась в использовании средств и методов виртуальной реальности для анализа и дальнейшей разработки концепции авторизованного творчества, а также подготовке рекомендаций для практики авторизованного образования. Эти рекомендации базируются на уверенности автора в неограниченных возможностях компьютерных виртуальных технологий для воплощения творческих идей в киберпространстве, а затем - в реальной жизни. Данные рекомендации сводятся к активному использованию синтеза компьютерных технологий виртуальной реальности и Интернет для повышения творческого потенциала школы авторизованного образования и ее выведения на качественно новый уровень.

Другой авторский проект называется “Виртуальный театр - философия, искусство и технология XXI века”. В рамках этого проекта была разработана концепция нового искусства - виртуального театра. В ней можно выделить ряд существенных сторон: философско - искусствоведческую, технологическую, культурно - религиоведческую и другие.

Основная идея философско - искусствоведческой стороны концепции - это творческий синтез всех видов искусства в новом, виртуальном искусстве, центральной фигурой которого становится ритор - философ, а главным элементом - поэтическое слово, произнесенное и художественно выраженное через все виды искусства. Основным технологическим средством для воплощения концепции виртуального театра являются компьютерные технологии виртуальной реальности.

Все творческие проекты, в том числе и раскрытые в докладе, выполнены на основе авторского философского подхода к технологиям виртуальной реальности с привлечением концепции виртуалистики и понимания философии как интегрального мировоззрения. Эти проекты находятся в русле стройной концепции структуры авторизованного образования МЭГУ и в силу своей междисциплинарности могут представлять интерес не только для Академии философии и богословия, но и всех остальных академий нашего университета.

В настоящее время основной творческой задачей автора является практическая реализация научно - философских концептов, разработанных в рамках этих проектов, для различных сфер практической деятельности, в том числе для повышения эффективности и результативности авторизованной методики и методологии, расширения масштабов ее применения.

В заключение хотелось бы поблагодарить тех людей, без которых данная работа не могла бы быть выполнена: моих родителей за спонсорскую и моральную поддержку; Николая Николаевича Халаджана за его замечательную педагогическую систему, в рамках которой удалось выполнить большой объем творческой работы; моего научного руководителя Сергея Сергеевича Соболева за огромный кропотливый труд и доброжелательное человеческое отношение; Николая Александровича Носова за разработанную им виртуалистику и его замечательные книги, по которым я учился; Татьяну Геннадьевну Мехед за то, что она настоятельно рекомендовала мне учиться именно в МЭГУ. Также я выражаю огромную благодарность тем сотрудникам нашего университета и других организаций, без помощи которых данная работа не могла бы быть выполнена.

На этом я хотел бы закончить свой доклад и поблагодарить вас за внимание. Спасибо.

Также на защите А.В.Юхвиду был задан ряд вопросов членами аттестационной комиссии МЭГУ. Эти вопросы и ответы на них приведены ниже.

 

Вопрос заведующей кафедрой экспрессивного обучения мировым и национальным языкам Академии авторизованной педагогики, профессора Т.А.Духовой

 

Какими современными научными источниками вы пользовались при подготовке диссертационной работы?

 

Ответ А.В.Юхвида

 

Я пользовался различными научными источниками, в числе которых статья Н.А.Носова “Виртуалистика”, книга И.Г.Корсунцева “Субъект и виртуальная реальность”, книга Маршала Маклюэна “Электронные медиа как продолжение человека”, книга Фрэнсиса Хэммета “Виртуальная реальность и исследование кибепространства” и другие.

 

Вопрос ректора Академии авторизованной педагогики, заведующего кафедрой педагогического мастерства, доктора педагогических наук, профессора, вице - президента Международной Академии авторизованного образования, академика Ю.Ю.Иванова

 

Что нового дает внедрение в авторизованный образовательный процесс компьютерных технологий виртуальной реальности?

  

Ответ А.В.Юхвида

 

Во - первых, компьютерные технологии виртуальной реальности позволяют значительно сократить время обучения, поскольку включают в работу все органы чувств, а информация, воспринимаемая с их помощью, приобретает образный и предельно понятный вид.

Во - вторых, в совместном использовании технологий виртуальной реальности и CD-ROM открываются новые возможности для создания учебных авторизованных курсов на компакт - дисках. Такие курсы были бы более эффективными за счет использования трехмерных идеограмм и гипертекста, а также доступа к огромному количеству информации, записанной на CD-ROM.

В - третьих, сопряжение технологий виртуальной реальности с международной компьютерной сетью Интернет дает новую образовательную среду, в которой студент может:

  1. Учиться и творить одновременно
  2. Общаться дистанционно с тьюторами и студентами в киберпространстве также, как это происходило бы в реальной обстановке
  3. Получать доступ к неограниченному количеству информационных ресурсов, из которых он может выбирать необходимые для обучения.
  4. Находить любой информационный ресурс практически мгновенно, при помощи гипертекста и большого количества поисковых систем.
  5. Сохранять в процессе обучения физическое здоровье, используя устройства для придания пользователю состояния естественной динамики в киберпространстве, такие как вирту-сфера и др.

Таким образом, применение виртуальных технологий могло бы повысить творческий потенциал школы авторизованной педагогики и вывести ее на качественно новый уровень.

 

Вопрос ректора Академии философии, профессора Л.В.Подорожной

 

Что означает термин “виртуальный” и что вы вкладываете в это понятие?

 

Ответ А.В.Юхвида

 

В современной западной культуре латинское virtus понимается в четырех значениях. С одной стороны - это моральная ценность, благо, с другой - некая актуально существующая и действующая реальность, с третьей стороны - некий артефакт, с четвертой “виртуальный” - чаще всего синоним потенциального, мнимого, нереального.

С моей точки зрения, все современные значения, которые придаются термину “виртуальный” на Западе и в России, не отражают основного смысла этого термина. Его главным значением я считаю творческую силу, дающую жизнь миру. Такого же мнения придерживались Фома Аквинский, Николай Кузанский и другие философы средневековья.

 

Вопрос заведующего кафедрой истории и теории искусства Академии культуры и искусств, доктора искусствоведения, профессора В.М.Мартынова

 

Назовите, пожалуйста, свойства, которыми обладает виртуальная реальность.

 

Ответ А.В.Юхвида

 

Этими свойствами являются: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность. А более подробно я раскрыл эти свойства в своем докладе.

 

Вопрос ректора Академии экономики, профессора М.Л.Догадаевой

 

Насколько перспективен в мире, и в России, в частности, бизнес, связанный с компьютерными технологиями виртуальной реальности?

 

Ответ А.В.Юхвида

 

Во всем мире, и в России, в частности, бизнес, связанный с компьютерными технологиями виртуальной реальности, очень перспективен. Дело в том, что виртуальные компьютеры уже начали использоваться в большом количестве сфер человеческой деятельности: в государственной, образовательной, медицинской, военной, инженерной, развлекательной и многих других. Новые, виртуальные компьютеры, вытеснят большое количество современных электронных устройств: компьютеры предыдущих поколений, телевизоры, видеомагнитофоны, телефоны, музыкальные центры, факсимильные аппараты, фотографическую технику и многое другое. Благодаря стремительно уменьшающимся ценам на виртуальные компьютеры и общедоступности сети Интернет они получат широкое распространение во всем мире, в том числе и в России.

 

Алексей ЮХВИД

магистр философии,

магистр техники и технологий,

лауреат Академической Звезды Мира

 

Внимание!

 

При цитировании фрагментов статьи данная ссылка обязательна!

 

Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности. Представитель - ный доклад на магистерской защите // Авторский сайт А.В.Юхвида. - URL: http//www.yukhvid.narod.ru/Zashita.htm

Hosted by uCoz