КРУГЛЫЙ СТОЛ АКАДЕМИИ ФИЛОСОФИИ

 

19 мая 1999 года в Малом зале Лектория Политехнического музея Академия философии провела круглый стол на тему “Философия творческого интеллекта в концепции авторизованной дидактики”. Он стал завершающим в цикле круглых столов МЭГУ в этом учебном году.

В 1100 Малый зал Лектория Политехнического музея был полон. Здесь собрались академики, профессора, студенты нашего университета, гости из других вузов и организаций, а также все, пожелавшие стать свидетелями интересных докладов и дискуссий.

Круглый стол открыла ректор Академии философии Людмила Валентиновна Подорожная. Она сказала несколько слов о теме круглого стола и представила его первого участника, доктора философских наук, профессора Вячеслава Константиновича Абрамова. Им был прочитан доклад “Проблема свободы мировоззренческих позиций в преподавании философии”.

Философия — довольно сложная наука, которая вызывает ощущение большой тяжести и сложности у студентов. Овладение философией требует большого труда, определенного напряжения, а в сегодняшний период и определенной смелости, свободы мышления. Сама суть авторизованного метода обучения предполагает эту свободу, поскольку лишь в ее условиях возможно творческое мышление.

Студенты часто понимают философию как предмет, который нужно хорошо знать. Но философия — больше чем это знание, она есть учение о мире и месте человека в нем. А у каждого человека — свой мир, свое ощущение этого мира.

Образование должно быть таким, каким является общество. Сегодня наше общество перешло в период демократии, свободы мышления. Поэтому в философии и преподаватель, и студент должны быть свободны в выборе мировоззренческой позиции. Свободное философское мышление возможно только на основе овладения совокупностью философских систем.

Студент не должен угождать ответом преподавателю, подстраиваться под его мировоззрение. Но и преподаватель должен в беседе со студентом излагать свое мировоззрение, подчеркивая при этом, что это его позиция.

Сегодня мы повернулись на 180 градусов по отношению к тому, что еще вчера исповедовали. Как же сегодня относиться к марксистской философии? “Мое мнение — надо относиться цивилизованно — сказал Вячеслав Константинович. — Это значит, что эту философию, как и всякую другую, можно критиковать, с ней не соглашаться, но ее нужно знать, поскольку она представляет собой крупный этап в развитии философской мысли, впитала в себя многие достижения прошлого”.

Также было сказано о том, что сегодня философия должна изучаться в русле мировой философской мысли.

Завершая свое выступление, Вячеслав Константинович сказал: “Сложный процесс овладения философией и определит свободу мышления студента, изучающего философию. Это позволит ему создать собственное понимание мира и осознать свое место в этом мире”.

Следующим выступающим был профессор Андрей Геннадьевич Бухтеев. Им был прочитан доклад “Духовный мир авторизованной личности”.

В современной философии духовный мир есть уникальная ситуация, свойственная только человеку, причем не каждому, но такому, который способен постоянно отрицать свою природную социальную данность, и, тем не менее, удерживаться в существовании. Именно такой мир, такое бытие молодой Гегель и называл духовным, диалектическим, творческим.

Далее Андрей Геннадьевич поясняет это более подробно.

Диалектическое, духовное бытие, творческое становление есть становление другим, становление тем, что ты не есть. Становление другим предполагает режим радикального самоотрицания собственной данности — как в природном, так и в социокультурном плане. Отрицать данность, не переводя ее в чистое ничто — это и значит творить, изменять мир и самого себя.

Свобода, которая реализуется и обнаруживается в качестве диалектического и отрицающего действия, и есть творчество.

Исходя из такой перспективы важно понять, как происходит становление духовного мира авторизованной личности.

Творчество всегда предполагает позицию Другого, как своего другого, так и чужого другого. Самоотрицающее признание Другого спасает от широко распространенной эмоциональной способности субъективного сочинительства, которая легко оборачивается склонностью к имитации чужого. Поэтому подлинное творчество всегда аскетично и диалогично. Здесь и присутствует мера авторизованности субъекта, его способность к автокоррекции и авторедакции, способность не просто выдумывать и изобретать нечто, но соотносить свою инновацию с данностью уже существующего культурного контекста.

Духовный мир творческой личности никоим образом не совпадает с деятельность рассудка. Дух в форме творческого интеллекта превосходит рассудок, так как видит вещи не тождественными самим себе.

Силой духа утверждается свобода. Но не пресловутая свобода выбора, а свобода ответственного, осознанного, рискованного действия. Этика Канта утверждает такую свободу в виде категорического императива: “Поступай так, как если бы от максимы твоего поступка посредством твоей воли зависела бы судьба всего мироздания”.

Следующий доклад представил профессор, кандидат философских наук, Эммануил Абрамович Левин. Название доклада: “Важный источник изучения природы авторизованного творчества”

Сущность нашего обучения — формирование творческих личностей, способных творить новое, как результат учебной работы, а дальше и научной. Я задумался над источниками изучения природы авторизованного образования. И мне посчастливилось найти нишу, которая почти совсем не разработана. Этой нишей оказалось изучение педагогического и воспитательного значения творчества великих авторизованных личностей.

Какие качества присущи, в первую очередь, великим творческим личностям? В первую очередь, это стремление к свободе самовыражения.

Неповторимость, оригинальность деятельности великих творческих личностей - вот что прежде всего бросается в глаза, и это не только внешнее, но нечто внутреннее, их характеризующее.

Надо отметить такое важное качество, как сила воли. Изучая биографии многих великих людей, понимаешь, что они бы не смогли достичь того, чего достигли, несмотря ни на какие способности и таланты, гениальность, если бы они не имели силы воли и способности к напряженнейшему труду.

Какие мотивы прежде всего руководят великими авторизованными творческими личностями? На первое место я бы поставил в этом ряду стремление выразить творческое начало, которое существует в духовном мире этой личности. Не мало таких людей, которые считают, что творческое начало, способности, талант и гениальность даны от Бога.

Далее я бы назвал потребность в моральном самооправдании творчества. Очень важно, чтобы у творца была уверенность в нужности, важности своей креативной деятельности.

Еще одно качество, которое я бы назвал в качестве мотивов деятельности - это любознательность. Люди, которые лишены этого качества, не могут быть творцами, потому что творец видит в обыденном то, что другие не видят, благодаря своей наблюдательности, любознательности и стремлению повернуть другим концом то, что он наблюдает в жизни.

Все вышеназванное — это только первые подходы к выявлению истинных мотивов творческой деятельности и источника изучения природы авторизованного образования.

Следующим выступающим был профессор, кандидат философских наук, заведующий кафедрой религиоведения и культов, Сергей Сергеевич Соболев. Им был прочитан доклад “Вопросы религиоведения в мировоззренческой подготовке студентов МЭГУ”.

Вопросы религиоведения занимают очень важное место в общей мировоззренческой подготовке студентов МЭГУ, ибо те проблемы и вопросы, которые изучаются в религиоведении, являются реально жизненными, затрагивают всех без исключения — независимо от того, верующие это или не верующие.

Система преподавания и воспитания, принятая в МЭГУ, обусловила реальную возможность легальной, в смысле включения в учебный процесс, работы с конфессиями. Кроме того, авторами и, соответственно, преподавателями данной дисциплины являлись, как правило, очень высококвалифицированные специалисты.

Не остаются вне сферы наших, и конечно, студенческих интересов и такие важные проблемы, как соотношение христианства и литературы, культового зодчества и религиозного искусства и т.д.

Предметом изучения являются и так называемые неканонические религии и культы, религии ХХ века. В этом плане Академия философии и богословия являлась как бы испытательным полигоном для их адептов, и профессиональным тестом для наших студентов. Подобные встречи, безусловно, способствовали формированию верной, соответствующей российскому менталитету, мировоззренческой подготовки.

Студент, выполняя задания авторизованных курсов по дисциплинам канонического характера, как бы становится соавтором курса или программы, дописывает учебное пособие своим собственным авторским пером. Действуя так, он проникает тем самым в глубину изучаемого религиозного вероучения, а затем так же легко выходит из него (в реальной жизни это крайне сложно сделать, особенно если адепты той или иной религии прилагают к этому определенные усилия). Достигается поразительный эффект, возможный только в авторизованной педагогике.

Кроме того, мы иногда практиковали проведение практических занятий или сдачу зачетов и экзаменов непосредственно на материальной вероучительной базе тех или иных религий (в православных храмах, костелах, мечетях, синагогах, молитвенных домах и т.д.)

Авторизованная методика позволяет студенту и самому определиться со своей собственной жизненной позицией, сверить ее с реалиями религиозной, а затем и социальной действительности.

В заключение Сергей Сергеевич сказал, что опыт работы Академии философии и богословия МЭГУ убедительно свидетельствует в пользу хорошей эффективности авторизованной педагогики в решении кардинальных образовательных задач. В этом обнаруживается ее замечательная черта — быть универсальным методом творческого обучения.

Завершил круглый стол магистр техники и технологий, студент Академии философии Алексей Владимирович Юхвид. Он выступил с докладом “Философские проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта”. Его текст опубликован полностью на страницах нашей газеты.

Подводя итоги круглого стола Академии философии, вице-президент нашего университета, академик Татьяна Леонидовна Шавыкина сказала: “Я хочу поблагодарить всех участников, студентов, преподавателей, наших докладчиков и Академию философии, которая организовала и провела сегодняшний круглый стол. На этом мы заканчиваем цикл наших круглых столов в этом учебном году. На следующий год предполагается продолжить этот цикл. Наверно будут какие-то изменения. Одну из проб вы сегодня уже видели — выступление студента Академии философии. Наверное, эту практику мы продолжим”.

 

А.В.ЮХВИД

магистр философии,

магистр техники и технологий,

лауреат Академической Звезды Мира

 

Внимание!

 

При цитировании фрагментов статьи данная ссылка обязательна!

 

Юхвид А.В. Философия творческого интеллекта в концепции авторизованной дидактики. Круглый стол Академии философии МЭГУ (Политехнический музей, 19 мая 1999 г.) // Интеллигент. Газета Московского Экстерного гуманитарного университета. - 1999. - №№ 5 - 7. - С. 10.

Hosted by uCoz