ВТОРОЙ РОССИЙСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС В

ЕКАТЕРИНБУРГЕ

 

С 7 по 11 июня 1999 года в Екатеринбурге прошел Второй Российский философский конгресс “XXI век: будущее России в философском измерении”. Он был приурочен к празднованию 275-летнего юбилея Российской Академии Наук.

Организаторами конгресса выступили Российское философское общество, Министерство общего и профессионального образования РФ, Уральский государственный университет, Институт философии и права УРО РАН, Институт философии РАН, Институт человека РАН.

На конгресс было подано около двух с половиной тысяч тезисов. Они были опубликованы в 8 сборниках, сгруппированных в 4 тома:

    1. Онтология, гносеология и методология науки, логика.
    2. Социальная философия и философия политики.
    3. Философская антропология и философия культуры.
    4. Философия духовности, образования, религии.

Работа конгресса проходила в рамках 3 пленарных заседаний, 24 секций и 26 круглых столов.

На пленарных заседаниях было прочитано 11 докладов. Из них особо хотелось бы отметить доклады президента Российского философского общества, директора Института человека РАН, академика И.Т. Фролова “Век грядущий и перспективы человека” и вице-президента Российского философского общества, директора Института философии РАН, академика В.С.Степина “Поиск новых ценностей и стратегия развития России”. Эти доклады задали настроение всей работе конгресса.

На конгрессе прошла презентация журналов “Вопросы философии”, “Вестник РФО”, “Вече”, “Философские исследования”, “Credo”, “Философия и общество”, “Здравый смысл”, “Категории” и многих других.

Также была проведена презентация Российских книжных издательств. Особо хотелось бы отметить литературно-издательское агентство “Академический проект”, которое представило участникам конгресса прекрасно оформленный энциклопедический словарь “Философы России XIX-XX столетий”, в котором содержатся творческие биографии, идеи и названия основных трудов более чем 2200 отечественных мыслителей и ученых.

После презентации издательства провели выставку-продажу книг и журналов по философской проблематике.

Особо хотелось бы рассказать о работе секции “Философия культуры и эстетика”. Ее председателем был ученый с мировым именем, профессор Санкт - Петербургского Государственного университета, Моисей Самуилович Каган, ученым секретарем — ректор Гуманитарного университета в Екатеринбурге, Лев Абрамович Закс.

В работе секции приняли участие два представителя МЭГУ — профессор Академии журналистики, председатель ревизионной комиссии Российского философского общества, Михаил Яковлевич Сараф, и автор этих строк, студент Академии философии, бакалавр техники и технологий, научный сотрудник Института структурной макрокинетики РАН, Алексей Владимирович Юхвид.

Михаил Яковлевич Сараф прочел доклад на тему “Основания типологизации культур”. В нем можно выделить следующие основные позиции.

1. Понимая культуру как систему воспроизводства человека и человеческих отношений, автор полагает, что ее исторические типы и общая тенденция развития определяется решением вопроса “кто человек”, “кого следует считать человеком”. В зависимости от ответа, фиксированного то ли в обычаях и традиции, то ли в законе, или в общественном идеале, различаются не только культурные эпохи, но и соотношения субкультур в рамках одного типа культуры.

2. Культура как способ бытия человека осуществляет себя в формах коллективного и индивидуального бытия, которые могут приходить в острейшие противоречия. Формы коллективного бытия в большей своей части хорошо институализированы и приобретают доминирующее значение в качестве высокой культуры. Формы индивидуального бытия куда менее стуктурированы, но не менее значимы.

3. Ответ на центральный вопрос культуры определяется, по мнению автора, следующими факторами, которые и выступают в качестве типообразующих: 1) cпособом отношения к природе; 2) способом деятельности; 3) способом сообщности; 4) способом мышления; 5) способом понимания. Можно показать достаточно ясно прослеживаемые взаимосвязи между ними, изменения которых всегда приходятся на периоды смены культурных эпох, или типов культуры.

4. В соответствии с логикой этих взаимосвязей можно построить и модели важнейших элементов системы того или иного типа культуры, а следовательно различать и границы их собственной векторной направленности, которые зачастую абсолютизируются.

Алексей Владимирович Юхвид участвовал в работе секций “Философия культуры и эстетика”, “Философия образования”, а так же круглого стола “Философия и психология виртуальной реальности. На них он выступил с докладом “Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. Правовые аспекты использования виртуальных технологий”. Часть положений доклада отражены в напечатанном в этой газете выступлении автора на круглом столе Академии философии и богословия МЭГУ. Но, кроме того, в докладе были отражены следующие новые и очень важные моменты.

Виртуальная реальность в творчестве и искусстве. Существует возможность создания абсолютно нового вида искусства - Международного Виртуального театра, зрителями в котором стали бы десятки миллионов людей во всем мире.

Виртуальная реальность в образовании. Виртуальные технологии открывают для творческой педагогики большие возможности.

Правовая регламентация использования технологий виртуальной реальности. Пришло время положить начало разработке правовой концепции использования виртуальных технологий на территории России, исключить их использование в преступных целях (зомбирование, контроль над сознанием, эксперименты на психике и др.). Эта концепция должна стать основой закона, определяющего правовое поле для использования технологий виртуальной реальности в России.

Культурная программа конгресса была очень насыщенной. Ее провела лучшая в Екатеринбурге туристическая фирма “Евразия”. Она осуществила выезд участников конгресса на границу Европы и Азии, экскурсию в Верхотурье и ознакомила с достопримечательностями города.

Нельзя не упомянуть о культурной программе, которую устроили своим участникам руководители секции “Философия культуры и эстетика”. Это была экскурсия в резиденцию губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя.

Экскурсии в это здание проводятся крайне редко. Там соблюдаются строгие меры безопасности, запрещены фото- и видеосъемка, а рекламные материалы с изображением помещений резиденции не выпускаются. При входе металлоискатель среагировал даже на фольгу от леденцов в кармане одного из посетителей.

Подошла экскурсовод, и рассказала историю строительства резиденции. На ее месте раньше стояло старинное здание в аварийном состоянии. Его восстановили, а рядом построили еще одно - основное здание резиденции. Таким образом, решили сразу две проблемы - сохранение старинного памятника архитектуры и строительство резиденции, которая положена губернатору по общероссийским предписаниям.

Здание отличается редким великолепием интерьера. Мраморные ступени с вкраплениями из драгоценных камней, огромные хрустальные люстры, дорогие картины на стенах поразили присутствующих.

Кабинет губернатора Эдуарда Росселя находится на втором этаже, он отделан в темно-коричневых тонах. Для отделки подоконников, карнизов и потолков были использованы золото и серебро, а также мрамор, малахит и другие драгоценные камни, установлена сделанная по спецзаказу мебель.

В кабинете помощника губернатора, установлена суперсовременная система телекоммуникации фирмы US-Robotics, которая обеспечивает связь в режиме телемоста с представителями органов российской и зарубежной власти.

Конференц - зал оборудован по последнему слову техники - 3D звук, синхронная система перевода для каждого участника конференции, возможность работы в режиме телемоста, трансформируемая сцена и много других технических возможностей.

Было продемонстрировано несколько выставок, экспонируемых в здании резиденции. Мы увидели около 50 золотофонных старообрядческих икон, далее были показаны творения уральских мастеров: холодное оружие с инкрустациями из драгоценных металлов; различные изделия из драгоценных каменей - яшмы, малахита, изумруда; украшения из серебра и золота и многое другое.

Также была продемонстрированы работы известного российского скульптора Алексанлдра Самвела, который делает скульптуры по специальной технологии из фарфора. Коллекция была посвящена теме апокалипсиса. Удалось познакомиться и с сами скульптором, завязался интересный разговор, продолжавшийся примерно полтора часа.

В заключении хотелось бы сказать, что философский конгресс в Екатеринбурге раскрыл пути развития Российской науки, культуры, образования и наметил основные перспектипы развития Российского государства в XXI веке.

 

А.В.ЮХВИД

магистр философии,

магистр техники и технологий,

лауреат Академической Звезды Мира

 

Внимание!

 

При цитировании фрагментов статьи данная ссылка обязательна!

 

Юхвид А.В. Второй Российский философский конгресс в Екатеринбурге // Интеллигент. Газета Московского Экстерного гуманитарного университета. - 1999. - №№ 5 - 7. - С. 12.

Hosted by uCoz