КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ - НОВЫЙ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К АВТОРИЗОВАННОМУ

ОБРАЗОВАНИЮ

 

Термин “виртуальная реальность” получил сегодня большую популярность. Многие связывают его с персональными компьютерами, играми для них, программным обеспечением. Но далеко не всем известно, что это понятие многозначно, а его гуманитарный и технологический аспекты являются основами наиболее перспективных и стремительно развивающихся направлений современной науки и культуры.

Исторический опыт использования термина “виртуальный” отразился в его современной трактовке. В современной западной культуре латинское virtus понимается в четырех значениях. С одной стороны - это моральная ценность, благо (например, в английском языке virtus - это добродетель), с другой - некая актуально существующая и действующая реальность, с третьей стороны - некий артефакт, с четвертой, виртуальный” - чаще всего синоним потенциального, мнимого, нереального [1].

Сам темин “виртуальная реальность” обозначает такую реальность, которая может существовать как в потенциальном, возможном состоянии, так и в актуально существующем, действующем состоянии.

Философский подход, который используется для изучения виртуальных реальностей, получил название “виртуалистика” (разрабатывается в Центре виртуалистики Института человека РАН, директор - доктор психологических наук, профессор Николай Александрович Носов) [2]. Это полионтологичный подход, предполагающий множественность реальностей, в отличие от моноонтологичного, который предполагает лишь одну реальность - природную. Он может быть использован для описания и понимания самых различных областей человеческой деятельности, в том числе авторизованного образовательного процесса.

Выделяют следующие специфические свойства виртуальной реальности, независимо от ее “природы” (физической, психологической, социальной, технической и др.):

Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой - либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только “здесь и теперь”, только пока активна порождающая реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования.

Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. Понятия “константный” и “виртуальный” являются относительными: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. И в обратную сторону - виртуальная реальность может умереть в своей константной реальности.

Онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей. Но психологически, т.е. относительно конкретного человека, актуально функционируют только две реальности: одна константная и одна виртуальная. В философской модели человек при этом может положить существование обеих реальностей как предельных, порождая дуализм; может положить существование лишь одной реальности, считая вторую производной от первой [2].

Достижения в области микропроцессорной техники и других областях позволили осуществить многолетнюю мечту создателей компьютерных технологий - конвергенцию человека и компьютера, слияние их в единый конгломерат, способный выполнять такие задачи, которые человек, или компьютер, запрограммированный человеком, решить не в состоянии.

Местом выполнения таких задач стала компьютерная виртуальная реальность - интерактивная среда, созданная с помощью компьютера, имеющая графические, аккустические, пластические и иные свойства, в которую пользователь погружается как зритель или творец.

Термин “виртуальная реальность” был введен в обиход Жароном Ланье, специалистом в области современных компьютерных технологий, в 1984 году. В свою очередь, Уильям Гибсон придумал термин “киберпространство” для своего научно - фантастического романа “Newromancer”. Этот термин стал синонимом понятия “компьютерная виртуальная реальность”.

На сегодняшний день созданы устройства, позволяющие человеку входить в киберпространство, ощущать себя в нем и выполнять все виды деятельности, возможные в нашем привычном, трехмерном мире, а так же те ее виды, которые в обычном мире недостижимы.

Для входа в киберпространство требуются, как минимум, головной дисплей и перчаточное устройство (или другие средства управления виртуальными объектами). Полное погружение требует от пользователя надеть сенсорный костюм, передающий данные о движениях в компьютер.

Области применения устройств виртуальной реальности обширны: от производства, медицины, бизнеса, образования, тренажеростроения до искусства и развлечений.

Рассмотрим авторизованный образовательный процесс с точки зрения виртуального философского подхода [3].

Классическая педагогика ориентирует обучаемого на мир действительности, или в категориях виртуалистики, на мир виртуальный, а мир возможности, или мир константный, из которого рождается мир действительности, оказывается за порогом ее рассмотрения.

Если педагогическая система ставит своей целью подготовку исполнителей, а не творцов, то она должна работать в ключе классической, поучающей педагогики, которая стремится вложить в обучаемых некоторое количество стандартных истин о нашей действительности. Если же цель педагогической системы - воспитание творческих личностей, то классический подход для нее не приемлем. Для этого педагогика должна быть творческой.

Ярким примером такой педагогической системы является авторизованная творческая педагогика академика Николая Николаевича Халаджана, получившая международное признание. Она ориентирует обучаемого на познание константного, фундаментального мира возможности, который гораздо богаче и разнообразнее мира действительности (ведь мир действительный - всего лишь одна из альтернатив мира возможности) [4, 5]. Познав мир возможности, обучаемый в своей будущей деятельности становится способен через познание его альтернатив воплощать их в мир действительности, при наличии большой настойчивости.

Ориентация студента на источник действительности, его первооснову - на мир возможности, говорит о высокой фундаментальности школы авторизованной педагогики, ее большом творческом потенциале.

Для выяснения сути авторизованного творческого процесса кратко рассмотрим виртуальную психологию авторизованного творчества. Принципиальное отличие виртуального подхода от традиционного заключается в утверждении, что есть ряд психических событий (виртуалов), которые порождаются в процессе функционирования психического механизма. Поэтому виртуальная психология авторизованного творчества рассматривает творческие качества не постоянно присущими человеку, но которые появляются в определенные моменты.

Рассмотрим роль виртуальных образов в авторизованном творческом процессе.

В виртуале человек - творец может зримо, явственно воспроизводить различные ситуации прошлого, настоящего, будущего. Он может представлять образы предметов, явлений, с которыми раньше не встречался - новую реальность, новые педагогические системы, концепции новых видов искусства, будущие спектакли и т. д., то есть строить наглядный образ не только того, что может быть материализовано, овеществлено, но и того, что не может быть материализовано.

В виртуале протекает развертывание творческого замысла не только в форме зрительных представлений, но и в форме звуков, сопровождаемых различными ощущениями и эмоциональными состояниями. Все это наводит на мысль, что внутренний экран психики авторизованной творческой личности - всеобъемлющая лаборатория, где идет процесс синтеза различной образной информации. Такой экран является не только зеркалом окружающей жизни, средством субъективного ее переконструирования, обобщения, типизации, но и органом, создающим новые, ранее неведомые миры.

Авторизованная творческая личность практически всегда использует в той или иной степени внутренний экран в своих творческих поисках. Эта работа складывается из создания двух образов: консуетального - нормального, ординарного, соответствующего нормальному процессу его актуализации и виртуального - необычного, экстраординарного, соответствующего экстраординарному процессу его актуализации. Представления об авторизованном творчестве в ключе виртуального подхода дают возможность научного экспериментального изучения творческих состояний и сопряжения авторизованного метода обучения с компьютерными средствами, поскольку методология компьютерных виртуальных реальностей строится на той же основе, что и методология психологических виртуальных реальностей [5, 6].

А насколько применимы технологии виртуальной реальности для авторизованного образовательного творчества? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, как виртуальные технологии используются сегодня в одной из самых ярких областей творчества - в современном искусстве.

Задача любого художника - передать другим людям свое ощущение мира, свою радость, а иногда и боль. Технологии виртуальной реальности дают невиданные доселе средства для творческого самовыражения, они позволяют зрителю не просто пассивно воспринимать произведения искусства, а стать непосредственным участником созданного художником фантастического мира [7]. На сегодняшний день технологические средства виртуальной реальности используются для изготовления телевизионных программ, музыкальных и рекламных видеороликов, спецэффектов к кинофильмам и изготовления фильмов целиком. Совсем недавно появились творческие проекты принципиально нового типа с использованием технологий виртуальной реальности. Например, фирма Silicon Graphics создала системы типа вижуанариумов. С их помощью человек может парить над архитектурными памятниками и подлетать к художественным полотнам в картинных галереях для рассмотрения их деталей [8].

Другой пример проникновения человека в компьютерное “зазеркалье” - замысел, осуществленный в токийском музее фотографии “Метрополитен” двумя сотрудниками Института новых мультимедийных технологий из Франкфурта, Kристой Зоммерер и Лораном Миньоно. Они создали проект на стыке науки и искусства - TransPlant, позволяющий любому человеку почувствовать себя одновременно обитателем и творцом кибернетического пространства. Суть проекта - интерактивное пространство, в котором посетитель попадает в виртуальный сад, наполненный экзотическими растениями. Вы блуждаете по аллеям сада, ощущая себя одновременно праздным гулякой и заботливым садовником. Более того, вы - Творец! Малейшее движение, едва заметный жест руки порождают невиданные плоды и диковинных животных. Вас сопровождает пение созданных вами птиц и ароматы взращенных цветов [9].

Кристиан Груел - художник, театральный дизайнер и программист, в своей работе, получившей премию на международной выставке SIGGRAPH' 95, превращает музыку в движущиеся трехмерные образы, нарушая традиционную связь между звуком и образом. Благодаря средствам виртуальной реальности наблюдатели могут совершать любые чудеса, например, проникнуть внутрь скрипки, изменить форму любого предмета с помощью музыки. Звучание музыки (частотный спектр музыкального фрагмента) определяет внешний вид предмета. Звук порождает или изменяет объекты - так осуществляется связь между звуком и образом [8]. Существуют и другие творческие проекты подобного рода.

Последние достижения в области технологий виртуальной реальности, их воплощение в различных творческих проектах, наводят на устойчивую мысль о возможности создания абсолютно нового, виртуального искусства. Автор этих строк занимается разработкой собственной философско - искусствоведческой концепции виртуального искусства и возможностью ее реализации. Главная идея этой концепции - дорога к Православию через иные культуры.

Основные задачи этого искусства - раскрыть для зрителей все богатство российской и мировой православной культуры, вызвать у них глубокие чувства по отношению к Православию и желание жить по - православному. В авторской концепции виртуального искусства можно выделить несколько существенных сторон.

Философско - искусствоведческая: творческий синтез всех видов искусства в новом, виртуальном искусстве, центральной фигурой которого становится ритор - философ, а главным элементом - поэтическое слово, произнесенное и художественно выраженное через все виды искусства.

Эстетическая: объемное воздействие виртуального искусства, через технологии виртуальной реальности, на все органы чувств с целью максимально полного эстетического удовлетворения.

Этическая: воздействие на положительные стороны человеческой души с целью развития морального сознания.

Культурно - религиоведческая: формирование у большого числа граждан России истинного православного самосознания как фундамента православной жизни и основы восприятия иных культур.

Политическая: концепция виртуального искусства является выражением Российской национальной идеи, суть которой - формирование духовно сплоченного общества на основе истинного Православия с целью содействия возрождению Российского государства.

Общедоступность международной компьютерной сети Интернет и технологий виртуальной реальности дает возможность создания Международного Виртуального Театра, зрителями в котором бы стали десятки миллионов людей во всем мире.

Для нашей страны Международный Виртуальный Театр мог бы стать проводником Российской национальной идеи, для других стран он явился бы носителем функций примера и презентации [3, 10].

Разработкой концепции виртуального искусства автор занимается в Академии философии и богословия Московского Экстерного гуманитарного университета под руководством доктора философских наук, профессора Соболева Сергея Сергеевича и руководителя Центра виртуалистики Института человека РАН, доктора психологических наук Носова Николая Александровича [3].

А теперь рассмотрим использование современных компьютерных технологий, в том числе технологий виртуальной реальности, в сфере образования.

В мае 1991 года в сенатском подкомитете в США состоялись специальные слушания по вопросу об использовании технологий виртуальной реальности в образовательном процессе, в которых участвовали, в частности, будущий вице - президент США, а тогда сенатор Альберт Гор и ряд крупных специалистов по виртуальной реальности. Во время этих слушаний Мортон Хэйлиг - крупный специалист в области современных компьютерных технологий, так описал виртуальный класс будущего: “Идеальная классная комната будет электронной и сферической: три измерения, воздух, вибрации, температура, все что нужно. Там будет 5000 фильмов по любому предмету. Тебе нужен Рим или Греция - и ты сразу оказываешься там!”. Им уже построена широкоэкранная проекционная система виртуальной реальности, которая постоянно совершенствуется.

Имеются концепции виртуальных библиотек. В качестве доступа к книгам и другой печатной продукции библиотеки будет использоваться телеприсутствие. Пользователь сможет перемещаться внутри визуального изображения книжных полок, находить то, что ему нужно, и сразу погружаться в чтение, а при наличии разрешения делать копии [11].

Во всем мире, а так же в нашей стране, успешно внедрена и набирает обороты дистантная форма обучения, которая в качестве интерактивной среды использует международную компьютерную сеть Интернет. Развитие дистантного образования в нашей стране обязано многим факторам, одним из которых является бурное развитие компьютерных телекоммуникаций. Сегодня они могут позволить участвовать в образовательном процессе как студенту, так и преподавателю, не выходя из дома. Очевидно, что необходима некоторая адаптация учебного процесса к новой форме обучения [12].

Авторизованный гуманитарный образовательный блок достаточного легко адаптируем и переносим для дистантной формы образования. Этот факт был с великолепием продемонстрирован созданием в МЭГУ Академии дистанционного образования (ректор - Вадим Евгеньевич Титов), в которой дается возможность получить высшее гуманитарное образование по любой выбранной специальности через Интернет. Инициатором создания Академии выступил президент нашего университета, академик Николай Николаевич Халаджан. Дата создания Академии - ноябрь 1997 года. На сегодняшний день в ней с успехом обучаются более 70 студентов. Идет активный процесс создания библиотеки электронных версий курсов авторизованного изложения, которые будут использованы для обучения студентов через Интернет.

Технологии виртуальной реальности открывают для авторизованного образования большие перспективы. Они дают неограниченные возможности для образного воплощения творческих идей в киберпространстве, а затем - в реальной жизни. Эти технологии позволяют значительно сократить время обучения, поскольку включают в работу все органы чувств, а информация, воспринимаемая с помощью виртуальных технологий, приобретает образный и предельно понятный вид.

В совместном использовании технологий виртуальной реальности и CD-ROM открываются новые возможности для создания учебных авторизованных курсов на компакт - дисках. Такие курсы были бы более эффективными за счет использования трехмерных идеограмм и гипертекста, а также доступа к огромному количеству информации, записанной на CD - ROM.

Сопряжение технологий виртуальной реальности с международной компьютерной сетью Интернет дает новую образовательную среду, в которой студент может:

1. Учиться и творить одновременно.

2. Общаться дистанционно с тьюторами и студентами в киберпространстве также, как это происходило бы в реальной обстановке.

3. Получать доступ к неограниченному количеству информационных ресурсов, из которых он может выбирать необходимые для обучения.

4. Находить любой информационный ресурс практически мгновенно, при помощи гипертекста и большого количества поисковых систем.

5. Сохранять в процессе обучения физическое здоровье, используя устройства для придания пользователю состояния естественной динамики в киберпространстве, такие как вирту-сфера [13] и др.

Академия дистанционного образования МЭГУ имеет необходимые наработки в области авторизованного обучения через Интернет, которые могли бы помочь в ближайшем будущем внедрить технологии виртуальной реальности в авторизованный образовательный процесс.

Таким образом, использование технологий виртуальной реальности открывает новые горизонты для авторизованного образования. Применение виртуальных технологий могло бы повысить творческий потенциал школы авторизованной педагогики и вывести ее на качественно новый уровень.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. - М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997. - С. 81.

2. Носов Н.А. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности. - М.: Центр профориентации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998. - С. 91 - 92.

3. Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. Правовые аспекты использования виртуальных технологий // Материалы Второго Российского философского конгресса “XXI век: будущее России в философском измерении”: В 5 т. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1999. - Т.5

4. Халаджан Н.Н. Манифест авторизованного образования. - М.: Московский Экстерный Гуманитарный Университет, 1993.

5. Халаджан Н.Н. Теория и методы авторизованного образования. - М.: Московский Экстерный гуманитарный университет, 1998.

6. Носов Н.А., Жданов В.Ф. Виртуальная психология творчества // Виртуальные реальности. - М.: Центр профориентации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998. - С. 100 - 102.

7. Borsuk P. Virtual reality and art. - М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/4_96/borsuk/

8. Прохоров А. Реальность о виртуальной реальности. - М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/6.html/

9. Знаменская Т. Парралельный мир и цифровое зазеркалье.- М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/3_96/znamenskaya/

10. Юхвид А.В. Философская концепция виртуальной реальности для искусства XXI века // Философская антропология и философия культуры. Материалы Второго Российского философского конгресса “XXI век: будущее России в философском измерении”. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1999. - Т. 3. - Ч. 2. - С. 204 - 205.

11. Дзюбенко М.А. Дайджест книги Фрэнсиса Хэммета “Виртуальная реальность”. - М., 1993.

12. Хачатуров Л.А. Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистантном образовании // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. - М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997. - С. 171 - 174.

13. Латыпов Н. Виртуальная сфера или история одной идеи // “Компьютер в школе”. - М.: Открытые системы, 1998. - №1.

 

А.В.ЮХВИД

магистр философии,

магистр техники и технологий,

лауреат Академической Звезды Мира

 

Внимание!

 

При цитировании фрагментов статьи данная ссылка обязательна!

 

Юхвид А.В. Концепция виртуальной реальности - новый перспективный подход к авторизованному образованию // Вестник МЭГУ. Международный научно - теоретический журнал авторизованной педагогики. - 1999. - № 11. - С. 60 - 63.

 

 

 

 

Hosted by uCoz