ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ

РЕАЛЬНОСТИ

В ТВОРЧЕСТВЕ, ИСКУССТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

 

Введение. Эта статья написана по материалам доклада, прочитанного автором 8 июня 1999 года на круглом столе “Философия и психология виртуальной реальности” и секции “Эстетика”, которые были проведены в рамках Второго Российского Философского Конгресса в Екатеринбурге [1]. В ней рассмотрены философские и технологические проблемы виртуальной реальности в сферах творчества, искусства, образования, а также затронуты правовые аспекты использования технологий виртуальной реальности.

Но прежде хотелось бы сказать несколько слов о современной трактовке термина “виртуальный”, кратко изложить философскую концепцию виртуалистики и рассказать, как зарождались современные виртуальные технологии.

Виртуальная реальность. Исторический опыт использования термина “виртуальный” отразился в его современной трактовке. В современной западной культуре латинское virtus понимается в четырех значениях. С одной стороны - это моральная ценность, благо (например, в английском языке virtus - это добродетель), с другой - некая актуально существующая и действующая реальность, с третьей стороны - некий артефакт, с четвертой, “виртуальный” - чаще всего синоним потенциального, мнимого, нереального [2].

Сам темин “виртуальная реальность” обозначает такую реальность, которая может существовать как в потенциальном, возможном состоянии, так и в актуально существующем, действующем состоянии.

Философский подход, который используется для изучения виртуальных реальностей, получил название “виртуалистика” [3]. Это полионтологичный подход, предполагающий множественность реальности, в отличие от моноонтологичного, который предполагает лишь одну реальность - природную. Он может быть использован в любой научной дисциплине, а так же для описания и понимания многообразного мира культуры и искусства. Его разработкой занимается директор Центра виртуалистики Института человека РАН, доктор психологических наук, профессор Носов Н.А.

Выделяют следующие специфические свойства виртуальной реальности, независимо от ее “природы” (физической, психологической, социальной, технической и др.): порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.

Раскроем эти свойства.

Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой - либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только “здесь и теперь”, только пока активна порождающая реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования.

Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. Понятия “константный” и “виртуальный” являются относительными: виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью. И в обратную сторону - виртуальная реальность может умереть в своей константной реальности.

Онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей. Но психологически, т.е. относительно конкретного человека, актуально функционируют только две реальности: одна константная и одна виртуальная. В философской модели человек при этом может положить существование обеих реальностей как предельных, порождая дуализм; может положить существование лишь одной реальности, считая вторую производной от первой [3].

Теперь несколько слов о технологическом аспекте виртуальной реальности. Технологии виртуальной реальности получили свое рождение из попытки создать искусственный интеллект. Первые работы в этом направлении велись с учетом предпосылки, что человек не может мыслить без мозга, но может создать мозг, который будет мыслить без человека. Десятилетиями ученые, которые исследуют проблему искусственного интеллекта, пытаются разработать компьютер, обладающий умственными способностями и здравым смыслом. В 1950 году Алан Тьюринг сформулировал постулат (впоследствии его назвали “тестом Тьюринга”): если вы беседуете с человеком и с компьютером, не видя ни того, ни другого, и при этом не уверены, кто из них кто, значит, у этой машины действительно есть разум [4].

Все прогнозы относительно создания искусственного интеллекта оказались чрезмерно оптимистичными. Даже простейшие тесты на обучаемость пока не под силу самым мощным компьютерам мира. И если машины иногда кажутся нам разумными, то лишь потому, что они специально запрограммированы на решение какой - то задачи, совершенно прямолинейно, в соответствии с четко определенным алгоритмом. Например, компьютеры, играющие в шахматы на уровне гроссмейстера, в поисках верного хода, по сути, просто перебирают миллионы его вариантов.

На сегодняшний день очевидно, что проблема создания искусственного интеллекта в ближайшее время не будет решена. Билл Гейтс, президент корпорации “Microsoft” уверен, что со временем появятся программы с элементами искусственного интеллекта, но при его жизни этого явно не произойдет [4]. Иван Григорьевич Корсунцев, проректор ИПК госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, профессионально занимающийся проблемами виртуальной реальности, считает, что создание искусственного интеллекта в форме искусственных субъектов станет возможно лишь через 200 - 300 лет [5].

Сегодня развитие компьютерных технологий пошло по иному пути. Достижения в области микропроцессорной техники и других областях позволили осуществить многолетнюю мечту создателей компьютерных технологий - конвергенцию человека и компьютера, слияние их в единый конгломерат, способный выполнять такие задачи, которые человек, или компьютер, запрограммированный человеком, решить не в состоянии.

Местом выполнения таких задач стала компьютерная виртуальная реальность - интерактивная среда, созданная с помощью компьютера, имеющая графические, аккустические, пластические и иные свойства, в которую пользователь погружается как зритель или творец [6].

Термин “виртуальная реальность” был введен в обиход Жароном Ланье, специалистом в области современных компьютерных технологий, в 1984 году. В свою очередь, Уильям Гибсон придумал термин “киберпространство” для своего научно - фантастического романа “Newromancer”. Этот термин стал синонимом понятия “компьютерная виртуальная реальность”.

На сегодняшний день созданы устройства, позволяющие человеку входить в киберпространство, ощущать себя в нем и выполнять все виды деятельности, возможные в нашем привычном, трехмерном мире, а так же те ее виды, которые в обычном мире недостижимы.

Для входа в киберпространство требуются, как минимум, головной дисплей и перчаточное устройство (или другие средства управления виртуальными объектами). Полное погружение требует от пользователя надеть сенсорный костюм, передающий данные о движениях в компьютер.

Виртуальная реальность в творчестве и искусстве. Теперь переходим к проблеме виртуальной реальности в творчестве и искусстве. Кратко рассмотрим виртуальную психологию творчества.

В психологии принципиальное отличие виртуального подхода от традиционного заключается в утверждении, что есть ряд психических событий, которые порождаются в процессе функционирования психического механизма. Поэтому виртуальная психология творчества рассматривает творческие качества не постоянно присущими человеку, но которые появляются в определенные моменты.

Рассмотрим роль виртуальных образов в творческом процессе.

В виртуале человек может зримо, явственно воспроизводить различные ситуации прошлого, настоящего, будущего. Он может представлять образы предметов, явлений, с которыми раньше не встречался - новую реальность, новые педагогические системы, концепции новых видов искусства, будущие спектакли и т. д., то есть строить наглядный образ не только того, что может быть материализовано, овеществлено, но и того, что не может быть материализовано.

В виртуале протекает развертывание творческого замысла не только в форме зрительных представлений, но и в форме звуков, сопровождаемых различными ощущениями и эмоциональными состояниями. Все это наводит на мысль, что внутренний экран человека - творца есть всеобъемлющая лаборатория, где идет процесс синтеза различной образной информации.

Экран психики философа, художника, музыканта, исполнителя является не только зеркалом окружающей жизни, средством субъективного ее переконструирования, обобщения, типизации, но и органом, создающим новые, ранее неведомые миры. Но какие бы частные картины, отдельно взятые фрагменты действительности не возникали бы в “поле сознания” творческой личности, имеет смысл говорить о функции экрана психики с позиции создания модели внешнего художественного и внутреннего духовного мира творца.

Человек, который занимается творчеством, практически всегда использует в той или иной степени внутренний экран в своих творческих поисках. Эта работа складывается из создания двух образов: консуетального и виртуального.

Представления о творчестве в ключе виртуального подхода дают возможность, во-первых, научного экспериментального изучения творческих состояний, во-вторых, разработки методики обучения творчеству, и в третьих, сопряжения научно - психологических, художественных методов с компьютерными средствами, поскольку методология компьютерных виртуальных реальностей строится на той же основе, что и методология психологических виртуальных реальностей [7].

Теперь хотелось бы сказать о применении технологий виртуальной реальности в сферах творчества и искусства. Задача любого художника - передать другим людям свое ощущение мира, свою радость, а иногда и боль. Технологии виртуальной реальности дают невиданные доселе средства для творческого самовыражения, они позволяют зрителю не просто пассивно воспринимать произведения искусства, а стать непосредственным участником созданного художником фантастического мира [8].

На сегодняшний день технологические средства виртуальной реальности используются для изготовления телевизионных программ, музыкальных и рекламных видеороликов, спецэффектов к кинофильмам и их изготовления целиком с помощью технологий виртуальной реальности.

Совсем недавно появились творческие проекты принципиально нового типа с использованием технологических средств виртуальной реальности.

Например, фирма Silicon Graphics создала системы типа вижуанариумов. С их помощью человек может парить над архитектурными памятниками и подлетать к художественным полотнам в картинных галереях для рассмотрения их деталей [9].

Два сотрудника Института новых мультимедийных технологий из Франкфурта, Kриста Зоммер и Лоран Миньоно, создали проект на стыке науки и искусства, позволяющий любому человеку почувствовать себя одновременно обитателем и творцом кибернетического пространства. Он получил название TransPlant [10]. Есть и другие творческие проекты подобного рода.

Последние достижения в области технологий виртуальной реальности, их воплощение в различных творческих проектах, наводят на устойчивую мысль о возможности создания абсолютно нового, виртуального искусства. Автор этих строк занимается разработкой собственной философско - искусствоведческой концепции виртуального искусства и возможностью ее реализации. Главная идея этой концепции - дорога к Православию через иные культуры.

Основные задачи этого искусства - раскрыть для зрителей все богатство российской и мировой православной культуры, вызвать у них глубокие чувства по отношению к Православию и желание жить по - православному. В авторской концепции виртуального искусства можно выделить несколько существенных сторон.

Философско - искусствоведческая: творческий синтез всех видов искусства в новом, виртуальном искусстве, центральной фигурой которого становится ритор - философ, а главным элементом - поэтическое слово, произнесенное и художественно выраженное через все виды искусства.

Эстетическая: объемное воздействие виртуального искусства, через технологии виртуальной реальности, на все органы чувств с целью максимально полного эстетического удовлетворения.

Этическая: воздействие на положительные стороны человеческой души с целью развития морального сознания.

Культурно - религиоведческая: формирование у большого числа граждан России истинного православного самосознания как фундамента православной жизни и основы восприятия иных культур.

Политическая: концепция виртуального искусства является выражением Российской национальной идеи, суть которой - формирование духовно сплоченного общества на основе истинного Православия с целью содействия возрождению Российского государства.

Общедоступность международной компьютерной сети Интернет и технологий виртуальной реальности дает возможность создания Международного Виртуального Театра, зрителями в котором бы стали десятки миллионов людей во всем мире.

Для нашей страны Международный Виртуальный Театр мог бы стать проводником Российской национальной идеи, для других стран он явился бы носителем функций примера и презентации [11].

Разработкой концепции виртуального искусства автор занимается в Академии Философии Московского Экстерного Гуманитарного Университета под руководством доктора философских наук, профессора Соболева Сергея Сергеевича, доктора искусствоведения, профессора Мартынова Виктора Михайловича и директора Центра виртуалистики Института человека РАН, доктора психологических наук, профессора Носова Николая Александровича [12].

Виртуальная реальность в образовании. Переходим к рассмотрению проблемы виртуальной реальности в образовании.

Здесь хотелось бы сказать следующее. Классическая педагогика ориентирует обучаемого на мир действительности, или в категориях виртуалистики, на мир виртуальный, а мир возможности, или мир константный, из которого рождается мир действительности, оказывается за порогом ее рассмотрения.

Если педагогическая система ставит своей целью подготовку исполнителей, а не творцов, то она должна работать в ключе классической, поучающей педагогики, которая стремится вложить в обучаемых некоторое количество стандартных истин о нашей действительности. Если же цель педагогической системы - воспитание творческих личностей, то классический подход для нее не приемлем. Для этого педагогика должна быть творческой.

На сегодняшний день существует несколько типов творческих педагогических систем. В качестве примера можно привести авторизованную творческую педагогику академика Н.Н.Халаджана, в которой истинным автором является студент, а преподаватель выступает в качестве консультанта и соавтора студента [13]. Центральная идея авторизованной педагогики в том, что она ориентирует обучаемого на познание константного, фундаментального мира возможности, который гораздо богаче и разнообразнее мира действительности (ведь мир действительный - всего лишь одна из альтернатив мира возможности). Познав мир возможности, обучаемый в своей будущей деятельности становится способен через познание его альтернатив воплощать их в мир действительности, при наличии большой настойчивости (это качество воспитывается у студентов, которые обучаются по авторизованной методике академика Н.Н.Халаджана).

Хотелось бы отметить, что автор судит об этой педагогической системе не понаслышке, поскольку обучается в Московском Экстерном Гуманитарном Университете (МЭГУ), который работает в рамках Международного Центра Авторизованного Образования (ICAE, Los Angeles) [13]. Эта творческая система образования получила международное признание. Отделения МЭГУ действуют во многих странах мира. И Международный Центр Авторизованного Образования, и Московский Экстерный Гуманитарный Университет основаны академиком Н.Н.Халаджаном.

Переходим к вопросу об использовании технологий виртуальной реальности в образовательном процессе.

В мае 1991 года в сенатском подкомитете в США состоялись специальные слушания по вопросу об использовании новых технологий в образовательном процессе, в которых участвовали, в частности, будущий вице - президент США, а тогда сенатор Альберт Гор и ряд крупных специалистов по виртуальной реальности. Во время этих слушаний Мортон Хэйлиг так описал виртуальный класс будущего: “Идеальная классная комната будет электронной и сферической: три измерения, воздух, вибрации, температура, все что нужно. Там будет 5000 фильмов по любому предмету. Тебе нужен Рим или Греция - и ты сразу оказываешься там!”. Им уже построена широкоэкранная проекционная система, которая постоянно совершенствуется.

Имеются концепции виртуальных библиотек. В качестве доступа к книгам и другой печатной продукции библиотеки будет использоваться телеприсутствие. Пользователь сможет перемещаться внутри визуального изображения книжных полок, находить то, что ему нужно, и сразу погружаться в чтение, а при наличии разрешения делать копии [14].

Во всем мире, а так же в нашей стране, успешно внедрена и набирает обороты дистантная форма обучения, которая в качестве интерактивной среды использует сеть Интернет.

Развитие дистантного образования в нашей стране обязано многим факторам, одним из которых является бурное развитие компьютерных телекоммуникаций.

Сейчас компьютерные коммуникации могут позволить участвовать в образовательном процессе как учащемуся, так и преподавателю, не выходя из дома. Очевидно, что потребуется некоторая адаптация учебного процесса к новой форме обучения. В качестве одного из вариантов переноса образовательного процесса в компьютеризированную среду могут использоваться локальные телеконференции, организованные на серверах новостей и подключенные к Internet.

Очень успешный опыт подобной формы обучения был опробован в мае 1996 г в Международном независимом эколого-политологическом университете.

Несмотря на отличия от традиционных форм образовательного процесса, гуманитарный образовательный блок достаточно легко адаптируем и переносим для дистантной формы образования [15].

Хотелось бы отметить, что в Московском Экстерном Гуманитарном Университете, в котором автор проходит обучение, действует Академия дистанционного образования (ректор - Титов В.Е.), в которой дается возможность получить высшее гуманитарное образование по любой выбранной специальности через Internet. Эта Академия успешно действует уже более года [12].

Не так давно автор этой статьи получил предложение участвовать в создании нового гуманитарного университета в Москве. Ему было предложено внедрить новейшие технологии виртуальной реальности (VR) и технологии мультимедиа для учебного процесса в этом университете. Если университет будет создаваться по программе максимум, то он вполне может стать жемчужиной российской и международной систем образования.

Правовая регламентация использования технологий виртуальной реальности. Теперь несколько слов о правовом аспекте использования виртуальных технологий.

Уже несколько лет технологии виртуальной реальности представлены на мировом рынке. Недавно они появились и на нашем, российском рынке. Поскольку внедрение виртуальных технологий в различные сферы человеческой деятельности началось совсем недавно, важно уже сейчас положить начало разработке правовой концепции их использования на территории России, исключить использование технологий виртуальной реальности в преступных целях (зомбирование, контроль над сознанием, эксперименты на психике и др.). Автор этих строк принял предложение участвовать в организации и проведении в Совете Федерации ФС РФ круглого стола на тему: “Правовая регламентация использования технологий виртуальной реальности в России”. Цель круглого стола - положить начало разработке закона, определяющего правовое поле для использования технологий виртуальной реальности в России. Предполагается, что в его организации примут участие Отдел национальной безопасности и политического анализа Информационно - аналитического управления Аппарата Совета Федерации ФС РФ, Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны, Комитет по науке, образованию и культуре, Центр виртуалистики Института человека РАН, ИПК госслужащих Академии госслужбы при Президенте РФ и другие организации.

В заключении хотелось бы сказать, что концептуальная разработка проблемы виртуальной реальности крайне важна, поскольку такое явление, как виртуальная реальность, тесно связано с основами человеческого существования и имеет место во всех сферах жизни людей. Глубокое и всестороннее изучение этого явления открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, вне всякого сомнения, принесут большую пользу Российскому государству.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Второй Российский философский конгресс “XXI век: будущее России в философском измерении”. Программа. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1999. - С. 16 - 23.

2. Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. - М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997. - С. 81.

3. Носов Н.А. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности. - М.: Центр профориентации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998. - С. 91 - 92.

4. Gates B. The road ahead. Viking, 1995. - P. 264.

5. Корсунцев И.Г. Субъект и виртуальная реальность. - М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1998. - С. 150.

6. Юхвид А.В. Виртуальная реальность в искусстве XXI века. - М.: Московский экстерный гуманитарный университет, 1998. - С. 39 - 53.

7. Носов Н.А., Жданов В.Ф. Виртуальная психология творчества // Виртуальные реальности. - М.: Центр профориентации Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998. - С. 100 - 102.

8. Borsuk P. Virtual reality and art. Silicon Graphics, Inc., 1997. - P. 1.

9. Прохоров А. Реальность о виртуальной реальности. - М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - P.5.

10. Знаменская Т. Парралельный мир и цифровое зазеркалье.- М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - C. 7 - 8.

11. Юхвид А.В. Философская концепция виртуальной реальности для искусства XXI в // Философская антропология и философия культуры. Т. 3, Ч. 2. Материалы Второго Российского философского конгресса “XXI век: будущее России в философском измерении”. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1999. - С. 204 - 205.

12. Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Доклад // Круглый стол Академии философии МЭГУ “Философия творческого интеллекта в концепции авторизованной дидактики”. М.: Политехнический музей, 1999. - С. 1-10.

13. Khaladjan N. The theory and methods of the authorized education. - Los Angeles: ICAE, 1998. - P. 5 - 68.

14. Hammet F. Virtual reality. - N.Y., 1993 // Дзюбенко М.А. Дайджест книги Фрэнсиса Хэммета “Виртуальная реальность”. - С. 8.

15. Хачатуров Л.А. Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистантном образовании // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. - М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997. - С. 171 - 174.

 

А.В.ЮХВИД

магистр философии,

магистр техники и технологий,

лауреат Академической Звезды Мира

 

Внимание!

 

При цитировании фрагментов статьи данная ссылка обязательна!

 

Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. Правовые аспекты использования виртуальных технологий // URL: http://www.yukhvid.narod.ru/Doklad_Ekaterinburg.htm

Hosted by uCoz